РУ БЕ EN

Стоп-насилие



"Телефоны доверия" в Беларуси


РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ  несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, Г. НОВОПОЛОЦКА


тел.доверия

Телеграм-бот для пострадавших от домашнего насилия запустил столичный Центр социального обслуживания семьи и детей в рамках республиканской профилактической акции «Дом без насилия!».  Данный ресурс даст ответы на вопросы:

  • Что делать, если стал свидетелем домашнего насилия или твои близкие страдают?
  • Что делать, если ты сам находишься в такой ситуации?
  • Где можно получить психологическую, юридическую и медицинскую помощь?

Как получить временный приют? В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционирует 146 территориальных центров соцобслуживания населения по стране. Ежегодно туда за помощью обращаются порядка 11 тыс. людей, пострадавших от домашнего насилия, из них 2,5 тыс. — это семьи с детьми до 18 лет.

«Кризисная» комната

как спасение для жертв насилия в семье

 

С января 2014 . функционирует
«кризисная» комната при отделении социальной адаптации и реабилитации.

Цель её создания – оказание  помощи лицам, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии (испытавшим психофизическое насилие, ставшим жертвами торговли людьми, состоящим в конфликте с другими членами семьи).

 В «кризисную» комнату могут быть помещены граждане следующих категорий:

         - лица, подвергшиеся насилию в семье;

         - жертвы торговли людьми.

         В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого городского исполнительного комитета, отдела образования Новополоцкого городского исполнительного комитета, учреждения здравоохранения, отделов социальной защиты и внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.

         Основанием для помещения в «кризисную» комнату является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в центре порядке.

Пребывание граждан в кризисной комнате основывается на принципах конфиденциальности. (анонимности).

         В случае необходимости руководство центра должно сообщить в органы внутренних дел, в учреждения здравоохранения о пребывании в «кризисной» комнате граждан, но с их согласия.

         Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.

         Виды оказываемых услуг Новополоцким ТЦСОН  при размещении в «кризисную» комнату:

  • Психологическая помощь;
  • Оказание помощи из ФСЗН (пенсионеры, инвалиды 1,2 гр.), ГАСП.
  • Медицинская помощь (вызов врача в случае необходимости);
  • Оказание гуманитарной помощи;
  • Оказание содействия в восстановлении документов. 

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

 В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

 

 

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Физическое насилие

-        множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-        синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

-        задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

 

 

 

 

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

-     повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-     расширение ануса;

-     следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

-     заболевания, передающиеся половым путем;

-     беременность;

-     повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-     резкие изменения веса;

-     вагинальные кровотечения;

-     психосоматические расстройства.

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

-        задержка физического и умственного развития;

-        нервный тик;

-        энурез;

-        печальный вид;

-        соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

 

 

 

-        беспокойство или тревожность;

-        нарушение сна;

-        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-        агрессивность;

-        склонность к уединению;

-        чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-        угрозы или попытки самоубийства;

-        неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-        низкая успеваемость;

-        пониженная самооценка;

-        нарушение аппетита.

Пренебрежение

-        утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-        санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-        низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

-        задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

-        задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

-        частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

-        многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

-        повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

-        постоянные голод и/или жажда;

-        кража пищи;

-        стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

-        подавленное настроение, апатия;

-        пассивность;

-        агрессивность и импульсивность;

-        делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-        неумение общаться с людьми, дружить;

-        неразборчивое дружелюбие;

-        регрессивное поведение;

-        мастурбация;

-        трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-        низкая самооценка.

 

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

В большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕесли Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. 

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.     

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность.

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

К категории АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, может быть отнесено:

  • умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 10.1 КоАП РБ).  

В данном случае административный процесс начинается только по требованию потерпевшего или законного представителя посредством подачи заявления и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

При этом административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии указанного требования, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

За совершение насилия в семье предусмотрена УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст. 149 УК РБ);
  • за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).
  • если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ).

Дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества, или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого, либо лица, не способного по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

Руководителем органа внутренних дел в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может быть вынесено защитное предписание, направленное на ограничение совершения определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Для граждан, в отношение которых вынесено защитное предписание (предполагает запрет на совершение бытового насилия, запрещает разыскивать, посещать, вступать в контакты с потерпевшим), определено жилое помещение для временного пребывания.

ПОМНИТЕ: КАЖДОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛЕЧЕТ ЗАСЛУЖЕННОЕ И СП

 Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Исследования  Н.К. Асановой подтверждают мнение о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

 Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

 Интерпретация результатов анкеты не требует развернутых объяснений.

  1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями (не более двух выборов)?
  • каждый день;
  • не чаще одного раза в неделю;
  • не чаще одного раза в месяц;
  • очень редко;
  • как придется;
  • когда у родителей есть время;
  • когда у меня есть время;
  • только в выходные.
  1. Кому из членов семьи ты мог бы доверить свои секреты?
  • маме;
  • папе;
  • брату, сестре;
  • бабушке;
  • дедушке;
  • никому

 А кому-то другому?

  • подруге (другу);
  • двоюродной сестре (брату);
  • тете;
  • опекунам;
  • кошке или собаке.
  1. За что наказывают тебя твои родители?
  • за плохие отметки в школе;
  • за пропуски занятий;
  • за то, что не прибрал (-а) в квартире;
  • за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;
  • за плохое поведение;
  • за вранье;
  • за все;
  • родители никогда меня не наказывают.
  1. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
  • ругают за поступок;
  • лишают карманных денег;
  • не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);
  • не разрешают смотреть телевизор;
  • не разрешают играть на компьютере;
  • ставят в угол;
  • бьют;
  • другое (укажите) ________________________________________________________
  • никогда не наказывают.
  1. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?
  • да;
  • нет;
  • не знаю.

 Если будешь, то за что?

  • за плохое поведение;
  • за плохие отметки;
  • за вредные привычки.
  1. По твоему мнению насилие – это:
  • унижение одного человека другим;
  • причинение физического вреда другому человеку;
  • подчинение себе другого человека;
  • другое (напиши) _________________________________________________________
  1. Как ты относишься к насилию?
  • осуждаю насилие
  • скорее осуждаю, чем нет
  • отношусь нейтрально
  • допускаю, что в некоторых случаях оно возможно
  1. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?
  • физическое насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие.
  1. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?
  • младшие братья и сестры;
  • старшие братья и сестры;
  • папа;
  • мама;
  • дедушка, бабушка;
  • домашние животные;
  • другие (назови) _________________________________________________________
  1. Ты считаешь наказание детей в семье – это насилие?
  • да;
  • скорее да, чем нет;
  • скорее нет, чем да;
  • нет.
  1. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?
  • оскорбление словами;
  • физическое воздействие;
  • лишение удовольствия;
  • запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;
  • сексуальное домогательство;
  • другое (назови) __________________________________________________________

13 Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

  • Жизненные проблемы
  • Неурядицы на работе
  • Демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ
  • Склонность личности к насилию
  • Неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы)
  • Ситуация безысходности и отчаяния
  • Алкоголизм родителей
  • Другое (укажи) __________________________________________________________
  1. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?
  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Какому виду насилия ты подвергался?
  • Физическое насилие
  • Психологическое насилие
  • Экономическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Другое (укажи) __________________________________________________________

 

  1. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
  • Укажи _________________________________________________________________
  • Не знаю
  1. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  1. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
  • Милиция
  • Социальные службы
  • Центр помощи семье
  • Комиссия по делам несовершеннолетних
  • Суд
  • Телефон доверия
  • Центр планирования семьи
  1. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
  • Конституция
  • Семейный кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Декларация прав человека
  • Конвенция о правах ребенка
  1. Нужны ли психологические тренинги и беседы по проблеме домашнего насилия?

 Если да, то для кого именно

  • Для жертв насилия
  • Для членов семьи,
  • выступающих в качестве насильников
  • Для тех и для других
  • Для людей, еще не столкнувшихся с этой проблемой.

Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

 Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

 Карта наблюдений

 Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________

Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________

Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________   

  1. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
  2. Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
  1. Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых.                
  2. Замкнуто и отчужденно держится с родителями  .
  3. Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется.                    
  4. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.                   
  5. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.                 
  6. Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное.                 
  7. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.                      
  8. Навязывается другим, им легко управлять.                      
  9. С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе.               
  10. Сделав что-то, часто тайком изучает реакцию присутствующих.                     
  11. Резко негативно относится к замечаниям.             
  12. Агрессивен (кричит, употребляет силу).   
  13. Пристает к более слабым детям.               
  14. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.                  
  15. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.                    
  16. Не заинтересован в учебе.              
  17. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.                
  18. Непунктуален, не старателен.                    
  19. Одевается вызывающе (не по возрасту).
  20. Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания.                   
  21. Грызет ногти.                       
  22. Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик.                     
  23. Грязен, неопрятен.               
  24. Выглядит так, как будто очень плохо питается.               
  25. Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.             
  26. Часты вирусные заболевания.                    

 Все вопросы разделены по шкалам:

Недоверие к новым людям и ситуациям

1, 2, 3, 4

Депрессия и уход в себя

5, 6, 7, 8

Тревожность по отношению к окружающим

9, 10, 11, 12

Враждебность по отношению к окружающим

13, 14, 15, 16

Недостаток социальной нормативности

17, 18, 19, 20

Невротические симптомы

21, 22, 23, 24

Неблагоприятные условия среды

25, 26, 27, 28

 В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

 Цель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

 

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

 

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

 

Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознавания возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР.

 В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка необходимо производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

 На физиологическом уровне одними из самых характерных проявлений ПТСР являются: нарушение памяти и концентрации внимания, трудности с засыпанием, бессонница, ночные кошмары.      У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Кроме того, у детей могут быть: энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму (например, внезапная рвота как реакция на затронутую тему насилия или показанное действие в телевизионной передаче).

Анализ сновидений

 У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

 Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Интернет-ресурсы: